Чем обмениваются Россия и Китай? Часть 1

02.12.2023

Ни для кого не секрет что торговля РФ и КНР на сегодня - это огромный прорыв. Товарооборот стремительно растет и превышает все когда-то заданные и прогнозируемые планки. Причем ситуация на политической арене относительно отношений Запада и Европы с Россией только обостряется и это еще больше подталкивает нашу страну посмотреть на Азию и переориентировать свои объемы закупов и продаж туда. Китай стал главным стратегическим партнером России - об этом говорят цифры и реальные показатели.

2023 год подходит к концу и за прошедшие 11 месяцев этого года торговля между РФ и КНР окрепла настолько, что обогнала объемы 2022 года сразу на треть. В пересчете на российский рубль наша страна закупилась в КНР на 8,1 триллион рублей, своей же продукции экспортировала в Китай на 9,54 триллиона.

Согласно данным таможни КНР, РФ закупила в Китае товаров на 90,08 миллиарда долларов. Это сразу на 52,2 %, или на 30,9 млрд долларов больше, чем годом ранее. Увеличил объем импорта из России и Китай, уже на 12,2%: 106,4 млрд долларов за 10 месяцев 2023 года против 94,82 2022 года.


Для наших импортеров, планирующих выйти на китайские рынки очень интересно, а что же именно закупает Россия у Китая. В чем есть у страны потребности и спрос? Но и тем, кто уже прочно основался на китайском рынке всегда любознательно, а что еще мы могли бы завозить? Китай уже зарекомендовал себя как надежный партнер, а работать с такими – одно удовольствие.

Лидером по объемам поставок стала автомобильная отрасль. На китайский авторынок потратили сумму в 8 раз больше, чем в 2022 году: 9,38 миллиарда долларов. Наш отечественный автопарк пополнился на 281 тысячей седанов с двигателем объемом от 1 до 1,5 литра по 11,5 тысячи долларов каждый, в рублях это около миллиона. После седанов вторую позицию заняли 9-местные универсалы с двигателем 1,5–2 литра: 100,2 тысячи штук по 17,8 тысячи за каждый. Седанов с таким же объемом двигателя привезли 73 тысячи штук, на 1,260 миллиарда.

За такой же период 2022 года РФ закупила в КНР только 30,1 тысячу легковушек с двигателем 1–1,5 литра, каждый обошелся в среднем по 11,6 тысячи долларов. Намного меньше было закуплено и универсалов: с двигателем 1–1,5 литра лишь 10,6 тысячи штук, по 12,58 тысячи за один, с двигателем 1,5–2 литра — 19,2 тысячи, каждый обошелся в среднем по 16,9 тысячи долларов.

Телефонные аппараты из Китайской провинции— это вторая статья расходов. С сентября по октябрь 2023 года на них было потрачено порядка 3,161 миллиарда рублей. Наиболее популярными были смартфоны — 16 миллионов штук, каждый стоил в среднем в 117 долларов, или в 10,5 тысяч рублей. Кстати, годом ранее каждый телефон обходился в среднем по 131 доллару за штуку, и купили их больше — 17,6 миллионов, и в целом за 10 месяцев 2022-го потратили на средства коммуникации на 6,5% больше — 3,37 миллиарда долларов.

Третья по величине статья расходов — это тракторы. То, что автомобили Китая заполоняют наш рынок – ни для кого ни секрет, ведь ежедневно на улицах каждого города России мы видим все больше и больше единиц китайского автопрома, это же касается и приборов сотовой связи – они и ранее были популярны и конкурировали с западными марками, однако после введения санкций очень многие российские потребители пересмотрели свой выбор в пользу азиатских приборов электроники и техники. А вот тракторы – это особая сфера жизни и о том, что наш рынок глобально переходит на китайские тракторы – не такой общеизвестный факт. Однако, именно этой техники наши предприятия и частники закупили у китайских партнеров на сумму, которая в 9 раз выше прошлогодней: на 3,14 миллиарда долларов. Тракторы импортировали разнообразные: и одноосные, и с электродвигателями, и разной мощности, от 18 до 130 КВт. Но больший объем импорта заняли дизельные: их было закуплено почти 52 тысячи штук на 2,92 миллиарда долларов, каждая единица такой техники обошлась в среднем в 56,1 тысячи долларов. В 2022 году дизельных тракторов было ввезено в РФ значительно меньше — 4,1 тысячи штук, и стоили они дешевле — 52,3 тысячи за единицу.

Очень поднялись в стоимостном выражении поставки одежды — почти на 40 %, достигнув отметки в почти 3 млрд долл. Особенно вырос спрос на категорию верхней одежды. Если в 2022 году женских и мужских курток импортировали примерно 17 млн штук, то в этом году — порядка 25 миллионов. И речь здесь идет только об обычных, из синтетических тканей и не специфических видов, вроде специальных спортивных или удлиненных. Еще одна «выросшая» в своих показателях по популярности категория одежды – это носки. Их поставки поднялись с 700 до 830 млн пар, что прибавило в финансовом выражении 35 млн долларов. Однако интересно, что стоимость средней куртки, вопреки ожиданиям, даже довольно заметно сократилась. Для женских вариантов особенно — стали меньше по стоимости примерно на 10 %, до 17 долларов за единицу.

Также выросла популярность китайской обуви в РФ, ее закупили на сумму в полтора раза больше, чем годом ранее — на 2,8 миллиарда долларов против 1,9. Самой популярной обувью является обувь с «верхом из пластмассы» на языке таможенных органов, что на обычном подразумевает полимерные материалы — 97,7 миллионов пар, каждая обошлась в 6,4 доллара. Обуви с верхом из текстиля купили 64,9 миллиона пар, по 7,6 доллара за одну. Немаловажно что в сравнении с 2022 годом «пластмассовая» обувь подешевела на 10 центов, текстильная же выросла на 50.

Существенно выросли поставки в Россию (в два с половиной раза в сравнении с прошлым годом) грузовиков: 2,61 миллиарда долларов. И здесь лидером стали дизели полной массой 20 тонн — на их приобретение положили 1,86 миллиарда долларов, каждая единица обошлась в среднем по 49 тысяч. Годом ранее КНР отправил в РФ таких 16,6 тысячи штук на 843 миллиона долларов. Помимо грузовиков в три раза больше, чем в 2022, импортировали самосвалов для бездорожья: 93 штуки на 47 миллионов долларов, по 506 тысяч за каждый. В 2022-м такие самосвалы стоили по 1,4 миллиона за штуку, и купила Россия их всего 26.

Не менее популярной статьёй расходов стали всевозможные бульдозеры, грейдеры, погрузчики и прочие самоходные машины. Они обошлись нашей стране в 2,149 миллиарда рублей, в 1,6 раза больше год к году. Самый большой вклад в эту группу привнесли экскаваторы на гусеничном ходу, на их покупку Россия израсходовала 954 миллиона долларов, каждый из 11,6 тысячи штук обошелся в 82,2 тысячи. Еще на 473 миллиарда закупили фронтальных одноковшовых погрузчиков — 16 тысяч единиц по 29,5 тысячи долларов за каждый. Видимо в 2022 году у нашей страны не было такого острого дефицита в экскаваторах, и мы приобрели их всего 7,6 тысячи, и обошлись они дороже — по 78,8 тысячи за один. А вот погрузчики в сравнении с прошлым годом стали дешевле — в 2022-м их покупали по 30,9 тысячи за один и приобрели 12,2 тысячи штук.

Еще российские организации берут в КНР мониторы. На них потрачено 1,198 миллиарда долларов, это более чем в два раза больше прошлогодних затрат. Каучук, резину и изделия из них приобрели на 1,381 миллиарда рублей, а это в 1,59 раза больше, чем в 2022 году. А вот компьютерами стали закупаться немного меньше - 2,10 миллиарда долларов против 2,17.


Также стали набирать обороты всевозможные обогреватели: проточные и погружные, для помещений и почвы, сушилки для рук, фены и прочее нагревающееся для использования в быту. Их суммарно приобрели примерно в 1,5 раза больше, чем в прошлом году — 1,07 миллиарда долларов против 0,725.

Также спешим поделиться информацией если кто не знал - шины для легковушек, автобусов, сельхозтехники, мотоциклов и даже велосипедов тоже нынче массово скупаются в КНР. Причем в 2023 году потратили на их приобретение больше чем в полтора раза — 1,38 миллиарда долларов против 0,87. Главной статьей покупки здесь стали шины с ободом 61 см для промышленных машин: в этом году их приобрели 114 тысяч штук на 0,5 миллиарда, по 4695 долларов за колесо, в 2022 году за этот же период их взяли 81 тысячу на 0,254 миллиарда, по 3142 тысячи за штучку. Цены на шины для легковушек, кстати, почти не изменились и остались в среднем по 29 долларов за штуку. И импортировали их в этом году 12 миллионов штук, это в два раза больше, чем в прошлом. А вот цена на шины для грузовиков и автобусов упала до 99 долларов: в этом году 3,9 миллиона штук обошлись в 393 миллиона долларов, хотя годом ранее за 3,1 миллиона штук покрышек заплатили 348 миллионов.

Ну и по логике вещей, раз больше стали приобретать китайских автомобилей, то и на запчасти значительно вырос спрос. Теперь России их нужно на порядок больше — в этом году их приобрели на 1,66 миллиарда долларов, годом ранее — на 1,11. Причем самыми популярными считаются тормозные цилиндры: 61 миллион килограммов по цене 2,62 доллара за кило за 10 месяцев этого года, против 44,3 миллиона по 2,5 доллара за килограмм год к году.

Ну и расскажем о новинках, которые приобрела РФ у КНР в 2023 году. Итак, спектр нашей торговли расширился на целых 37 позиций. России стали очень интересны следующие группы товаров из Китая: китайские буксиры и суда-толкачи, детонирующие шнуры, сушеная рыба, цинковые чешуйки, птичьи шкурки и перья, нечесаная шерсть, изделия золотых и серебряных дел мастеров, известняковый флюс, коллекционные предметы, необработанная платина, медная лигатура и огнестрельное оружие, коим, впрочем, могли быть и спортивные ружья.

Так что российских импортеров, заинтересованных в развивающихся отношениях с Китаем, призываем использовать данную информацию и способствовать взаимной торговле двух стран! Хотите начать импорт из Китая, но не знаете, как? Звоните в офис компании Регион Импорт – мы специалисты в этом деле! Поставим груз любым видом транспорта, организуем полный цикл от двери до двери и грамотно оформим все сопутствующие документы: + 7 (351) 700 – 01 -04!

Возврат к списку

Заявка

Нажимая кнопку, я принимаю соглашение о конфиденциальности и соглашаюсь с обработкой персональных данных