Иран и Китай договорились о стратегическом сотрудничестве

26 января 2016

Иран и Китай договорились о всестороннем «стратегическом сотрудничестве» и заявили о намерении увеличить взаимную торговлю до $600 млрд в следующие 10 лет — цифра, о которой европейские страны пока не могут и мечтать.

Китай и Иран объединены и проектом «Нового Шелкового пути». Между странами, в частности, заключены соглашения относительно свободных экономических зон, инвестиций в строительство железных дорог и инфраструктуры портов.

Традиционные товары иранского экспорта не очень интересуют Россию, разве что Иран может частично заместить турецкие товары на российском рынке. Но у России есть другие интересы — у нас есть устойчивые связи по поставкам металлопроката, производство авиационной техники, и здесь Тегеран может предпочесть именно российскую технику. Получить свой кусок перспективной для сотрудничества авиационной отрасли Ирана надеются и в российской авиастроительной компании «Гражданские самолеты Сухого».

Еще на международном авиасалоне в Жуковском МАКС представители Минпромторга заявляли о намерении поставить Тегерану около сотни самолетов Sukhoi Superjet-100 после отмены санкций. В конце декабря 2015 года, во время российско-иранской промышленной выставки в Тегеране, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил о возможности локализовать в Иране производство запчастей для SSJ-100.

Частичную локализацию производства (не более 30%) предлагают и в Уралвагонзаводе. Компания рассчитывает поставить в Иран около 5 тыс. грузовых вагонов, поставки начнутся в ближайшие полгода. Емкость иранского рынка грузовых вагонов, по оценкам УВЗ, составляет 28 тыс. единиц в ближайшие пять лет. Основной спрос приходится на универсальные платформы (40%), полувагоны (40%) и цистерны для нефтепродуктов (20%). Как и в случае с авиационной отраслью, грузовой железнодорожный парк Ирана, насчитывающий в настоящее время около 23 тыс. единиц, характеризуется сильной изношенностью.

Похожую схему взаимодействия с иранской стороной рассматривают и в «Трансмашхолдинге». Компания ведет переговоры с Ираном о продаже 117 вагонов для метрополитена города Кум, которые будут локально произведены на предприятии партнера ТМХ в Иране — «Вагон Парс».

Напомним, товарооборот между Россией и Ираном составляет всего $1 млрд, отношения в основном ограничивались строительством АЭС в Бушере и поставками ковров и орехов. Существенного скачка в отношениях с ИРИ не произошло даже тогда, когда Иран находился под санкциями, теперь же нашим компаниям придется столкнуться с большим числом конкурентов.