Каждый предприниматель решает сам какую торговлю ему вести. То есть за ним стоит множество выборов – что продавать, кому продавать, по какой цене продавать, доставлять товар своими силами или это будет делать клиент и так далее. Один из выборов, который предстоит сделать предпринимателю – становиться участников внешнеэкономической деятельности или нет. Зачастую, к ВЭДу предприниматель приходит со временем. Чтобы запустить свое дело требуется, итак, большое количество как финансовых, так и временных затрат и как правило на этом этапе торговцы стараются просто запустить все процессы, чтобы начать получать хоть-какую-то выручку. Если это производство – закупается отечественное оборудование, насколько это возможно и свой бизнес постепенно начинает вставать на рельсы. А вот уже как правило спустя время, когда более-менее все механизмы запущены, предприниматель начинает думать, как еще бы сократить свои издержки и увеличить свою прибыль? И здесь как одни из инструментов весьма эффективны экспорт и импорт продукции.
Экспорт - вид деятельности, направленный на продажу товаров за пределы территории государства, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности за пределами территории государства или иностранным заказчикам.
Что получает компания, которая решается экспортировать свои товары и реализовывать их в рамках более чем одной страны? Потенциально – это:
Импорт — это ввоз в страну иностранных товаров, услуг, технологий или капитала для реализации и применения на внутреннем рынке без обязательств по обратному вывозу.
Таким образом, импорт – это понятие обратное экспорту. Экспорт – мы вывозим из России, импорт – мы ввозим в страну. Чтобы легче было запомнить направления, пользуйтесь английскими версиями слов «import» = «в порт», «export» = «из порта».
На импорте сегодня мы остановимся поподробнее. Какие у него могут быть преимущества? Скорее это одно преимущество, но очень глобальное – использование иностранной продукции, по более низкой цене может сократить издержки. Как это работает? Допустим, предприниматель решил открыть завод для производства чего-бы то ни было. Закупил на внутреннем рынке станки и дело пошло. Однако, со временем он узнал, что, например, в Китае, тоже есть такие станки, только стоимость их дешевле в разы! Что делает предприниматель? Он считает затраты, которые он понесет если будет импортировать китайские станки в Россию и эксплуатировать именно их.
Предприниматель берет к расчету стоимость товара у поставщика, прибавляет логистические расходы, таможенные расходы: сборы, пошлины, акцизы (если есть) и НДС, затраты на оформление сертификации для ввоза (СГР, ДС, СС или отказных писем), кстати, советуем закладывать небольшой % сверху на всякие «непредвиденные расходы», будь то СВХ или какие-либо другие затраты – 10-15% совсем не помешает заложить. Если на выходе цена получается меньше, чем при закупке на российском рынке, а качество не хуже, а то и лучше, то конечно «игра стоит свеч».
Однако, предприниматель должен брать в расчет все эти нюансы, готовясь импортировать груз:
Во-первых, наиболее вероятно, что придется открывать валютные счета, чтобы начать внешнеэкономическую деятельность. Если мы говорим о регионах близ приближенных – типа страны ЕАЭС или Китай, с которым торговля на высочайшем уровне, то здесь взаиморасчеты уже возможны в российских рублях, однако, существуют проблемы с платежами в текущих реалиях и надеяться лишь на один платежный инструмент – это не предусмотрительно. Поэтому в зависимости от страны-контрагента лучше проанализировать банковский рынок, уточнить какие банки в принципе работают с Россией, в каких валютах, на каких условиях, а также сколько времени в среднем уходит на международный платеж.
Во-вторых, нужно оговорить с поставщиком как будет осуществляться доставка. Зачастую поставщик и сам может организовать перевозку, но нужно понимать, что скорее всего он будет также обращаться к транспортным компаниям, которые берут стоимость за свои услуги, плюс поставщик наверняка возьмет «копеечку» за свое сопровождение, готовы ли вы оплачивать это? «Копеечка» может быть в итоге вовсе не такой уж маленькой «копеечкой», поэтому мы советуем нашим импортёрам все же не прибегать к помощи поставщиков в этом вопросе, а брать это на себя (то есть отгружать на условиях FCA или EXW). Транспортных компаний много, как правило, тарифы их плюс-минус одинаковы, не забывайте торговаться! Лучше запросить ставки у нескольких компаний и апеллировать ими для снижения стоимости перевозки, при таких доказательствах, как правило, экспедиторы начинают опускать стоимость вниз.
В-третьих, не забывайте, что нельзя товар просто так взять и привезти, на многие грузы требуется оформление разрешительной документации – это либо СГР (свидетельство о государственной регистрации), либо ДС (декларация соответствия), либо СС (сертификат соответствия), либо отказное письмо. И если мы говорим про стоимость и сроки оформления отказного, ДС или СС – это не такие значительные суммы и сделать это не так долго. Что касается оформления СГР, то суммы весьма бьют по кошельку, и сроки также не коротки, в отличии от выбранного центра, это может быть и 2 и 3 месяца, а то и больше. Кстати, держите лайфхак – вам не обязательно оформлять СГР именно у российского сертификационного центра – вы можете воспользоваться любым аккредитованным на территории ЕАЭС. Например, много российских участников ВЭД оформляют СГР у Киргизских органов, это подешевле и побыстрее.
В-четвертых, при ввозе на территорию ЕАЭС импортер вынужден оплачивать обязательные платежи. Это таможенные сборы за совершение таможенных операций, это таможенная пошлина за непосредственный ввоз товара на территорию другого государства и НДС – этот платеж также уходит в казну той страны, где товар будет непосредственно использоваться. Обращайте внимание что ваш поставщик должен убирать свой НДС из цены при реализации! После получения экспортной ГТД, он может возместить эту сумму из бюджета своей страны. Но многие поставщики не хотят заниматься возмещением НДС, поэтому предпочитают фактически оставлять его в цене просто преобразовывая ставку НДС в 0%. Поэтому перепроверяйте своих продавцов, просчитывайте цены. Если поставщик категорически отказывается это делать, вы можете прибегнуть к помощи сторонних организаций, которые смогут помочь вам отыграть хотя бы часть суммы.
В-пятых, импортер обязан растаможить товар (если, конечно, вашими условиями Инкотермс не оговорено другое, но как правило, это делает именно импортер, ему проще, чем отправителю). Что значит растаможить? Это значить подать в таможенные органы таможенную декларацию, а также предоставить деньги на ЕЛС ФТС для списания. Предприниматель не может сделать это самостоятельно, это делается через специальное программное обеспечение и лучше это доверить специалисту – декларанту, который корректно присвоит код ТН ВЭД вашей продукции, и подаст ГТД правильно. Напоминаем, что «промахи» и «ошибки» в части таможенных органов могут стоит предпринимателю особенно дорого – это регулируется КоАПом, а в особых случаях и УК РФ.
Импорт – это интересно, динамично, он может «развязать» руки предпринимателю и решить многие его проблемы и головные боли. Но подойти к этому процессу нужно тщательно, основательно. Всегда лучше довериться специалистам и профессионалам чем «набивать шишки», тем более что шишки в ВЭДе стоят очень дорого. Компания «Регион Импорт» осуществляет импортные поставки уже много лет! Мы с удовольствием возьмем на себя заботу о Вашем грузе – таможенном оформлении, логистике, налоговых оплатах, сертификации и прочих нюансах, о которых мы не рассказали в данной статье! Звоните в офис нашей организации: +7 (351) 700 – 08 – 81! Мы всегда на связи!