Проект Шелковый путь. Какие возможности откроются для России?

В начале 2014 стало известно, что Пекин планирует строительство сухопутной дороги через Азию на Ближний Восток и в Европу, чтобы экспортировать свои товары не только морскими путями. Первоначальные затраты на реализацию этого проекта превышают 40 млрд.$, однако для экономики КНР это небольшие инвестиции. Кризис на китайском фондовом рынке летом 2015 года усилил внимание китайского правительства и инвесторов к инфраструктурным проектам, которые могут сгладить диспропорции в китайской экономике между развитым югом и отсталым севером и западом Китая. Так же это позволит менее болезненно пережить 5-10 лет, необходимых для развития экономики внутреннего потребления, плюс это серьёзный фактор продвижения растущей экономической мощи Поднебесной сразу в нескольких регионах.

На сегодня точный маршрут, по которому пройдет Шелковый путь, не утвержден, все будет зависеть от международной обстановки, и какая страна заинтересует наиболее выгодными условиями сотрудничества. Сейчас строительство автомагистралей территориально выходит к западным границам Китая, дальнейшее направление дороги пока неизвестно.

Так как положение России весьма выигрышно, она может предложить беспрепятственное прохождение транзитных грузов в рамках ЕАЭС без таможенного досмотра до территории Евросоюза. Средняя Азия также положительно оценивает инфраструктурный проект Шелковый путь, и согласна на строительство дорог и объектов инфраструктуры. Однако следует предусмотреть, что сложные взаимоотношения России и ЕС могут охладить отношение стран ЕС к Китаю, ударить по импорту из Китая в Россию и Казахстан, т.к. большая часть товара с Шелкового пути будет оставаться в странах через которые будет проходить автомагистраль. Такое положение дел невыгодно Китаю, так как политики и бизнесмены в Европе считают, что данный проект станет серьёзной конкурентом для ЕС как на внутреннем рынке, так и на рынке ЕАЭС, и постараются не допустить Китай, по крайней мере, на свой рынок.

Строительство дорог и инфраструктуры в рамках проекта Шелковый путь создаст новый экономический бум, который может увеличить ВВП Китая на 3-5% в год и позволит избежать дефолта провинций и многих предприятий, ориентированных пока только на экспорт. Помимо этого, правительство КНР предполагает, что Азия будет в ближайшие годы локомотивом роста в мировой экономике и нужно вовремя занять место на этом рынке. Но существует и политический аспект создания Шелкового пути, Китай хочет укрепить контроль над Средней Азией и обойти Индию, своего экономического и политического соперника.

Строительство Шелкового пути имеет четкую цель и политика Китая основана на том, что при инвестировании в другие страны, давать подряды и кредиты только китайским компаниям, что оказалось неприятным сюрпризом для российских чиновников, которые надеялись, как обычно, поучаствовать в освоении средств и пролоббировать свои компании.

В заключение, стоит отметить, что страны намерены активно бороться за право быть проводником в рамках проекта Шелковый путь и, с удовольствием, предоставят свои территории для строительства инфраструктуры и прохождения транспортных путей. Россия, в свою очередь, может предложить выгодные условия для организации и координации проекта Шелковый путь. Пока мировая политика находится в таком подвижном состоянии, Китаю будет очень сложно выбрать партнеров для сотрудничества в рамках данного проекта. Сотрудничество России и КНР в области импорта товаров из Китая и экспорта нефти и газа продолжают укрепляться, правительство Поднебесной убедилось в России, как в надежном контрагенте, и это позволит нам принять участие в великом китайском проекте Великий шелковый путь. Предметом политического торга обязательно будут условия допуска российских компаний к строительству дорог и инфраструктуры на территории России. Наша компания ждет от нового пути ускорения доставки из Китая, особенно из центральной и северных провинций, т.к. сейчас приходится терять время на доставку в морские порты, либо на перевалку грузов в Достыке.

Автор — Анастасия Чернышова
Специалист по работе с клиентами

Возврат к списку

Заявка

Нажимая кнопку, я принимаю соглашение о конфиденциальности и соглашаюсь с обработкой персональных данных