
Правительство Китайской Народной Республики принимает меры по изменению экономической модели страны. Реформы предполагают помимо развития внутреннего рынка также внешнеэкономические изменения - Китай ведет активную торговлю со странами Европы и ищет новые транспортные пути, так как поставки грузов через северные провинции значительно сокращает время и средства. Самый короткий путь возможен через Казахстан и Россию, и несколько вариантов в обход России.
Реализация логистического проекта по транспортировки грузов из Китая уже началась, и в середине декабря 2015 года была запущена первая партия грузов в Грузию, а затем в Турцию.
Проложенный маршрут вызвал множество вопросов, так как логистическое решение не использует Транссибирскую магистраль и потребует большее количество финансовых и временных затрат.
Так чего ждать России? Какой маршрут станет конкурентом российской Транссибирскому железнодорожному пути, и стоит ли ожидать снижение потока грузоперевозок?
Транскаспийский международный транспортный маршрут
Китай открыл новый выход в Европу – международный транспортный коридор Китай – Турция – страны Европы. Маршрут должен обеспечить транспортную связь между Китаем и Европой по пути «Шелковый ветер»: Урумчи → Достык Казахстан → порт Алят Азербайджанской Республики → грузинский Батуми → Стамбул. Данный проект позволяет сократить морскую перевозку с 40-45 дней до 10-ти. Разработка нового транспортного пути позволит не только найти новое логистическое решение, но укрепить отношение между ЕС и странами Черноморского региона, Южного Кавказа и Центральной Азии. По предварительным данным Правительства Грузии, пропускная способность грузинского транспортного узла позволяет принимать грузы в кратчайшие сроки, за 8-10 дней, и от 3 до 5 дней потребуется на отправку груза в страны Европы.
Общую мощность Транскапийского пути оценивают в 2,75 млн. тонн и планирую наращивать к 2020 году.
Разработка проекта «Шелковый ветер» благоприятно отражается на развитии транспортной инфраструктуры Южного Кавказа и Черноморского региона. В планах на 2016 стоит полная модернизация железной дороги Баку → Тбилиси → Карс, протяженностью 800км. Техническое совершенствование железной дороги позволит избежать затраты на паромную переправку из Батуми в Турцию.
Главной проблемой логистического проекта «Шелковый ветер» является необходимость в смене более 4 модальностей, перевалка контейнеров в четырех портах потребует дополнительных затрат. Также усложняет процесс пересечения нескольких таможенных режимов – ЕАЭС, Азербайджан, Грузия, Европейский Союз.
На текущее время мощность железнодорожного поезда составляет всего 21 контейнер, в то время как Транссибирская магистраль оценивается в 80 контейнеров. Статистические данные России за 2014 год свидетельствуют о мощности перевозки в 2,83 млн. тонн.
Конкурентоспособность Транссибу может составить только международный транспортный проект «Экономический пояс Великого Шелкового пути». Он состоит из двух подпроектов – Северный и Южный коридор.
Северный коридор пересекает территорию России, и именно этот путь будет наиболее развит для транзитных перевозок.
Южный коридор имеет ряд недостатков: преграда на границах и слабая мощность железных дорог.
Сдерживающим фактором полной реализации проекта «Экономический пояс Великого Шелкового пути» остается необходимость в реструктуризации и улучшении технического состояния определенных участков железной дороги, что требует от Китая больших инвестиций.
Россия имеет большое количество возможностей с Транссибирской магистралью, однако главным ее конкурентом остается морской путь из Шанхая в Гамбург. Разница между морским и железнодорожным транспортом в 2,5 раза! Морская перевозка обходится намного дешевле, в том числе предполагает возможность транспортировки наиболее объемных грузов. Минус есть и только один – срок доставки морским транспортом от 40 до 45 дней, в то время как сухопутная доставка занимает от 7 до 10 дней.
Российская железнодорожная магистраль обладает большим количеством преимуществ по отношению к проекту Новый Шелковый путь: при перемещении товаров из Азии в Европу необходимо преодолеть только два таможенных режима: ЕАЭС и ЕС, наличие единой весовой нормы, отсутствие паромных переправ, низкие тарифы на транспортировку.
Однако при всех преимуществах Транссибирской магистрали существует ограничение в пропускной способности Транссиба – до 400 тыс. контейнеров(примерно 8 млн.тонн в год). Китай заинтересован наращивать обороты, но при действующем состоянии российской железной дороги скоро это станет невозможно.
Насколько велико будет участие России в транспортировке грузов из Азии в Европу довольно сложно. Но на сегодня точно известно, что российскую территорию захватит Северный коридор Великого Экономического Шелкового пути «Северный ветер».
Автор — Анастасия Чернышова, специалист по работе с клиентами