Уже не раз в наших статьях мы акцентировали внимание на том, что зачастую все санкции, которые вводятся Европейскими и Западными властями, достигают цели точно противоположной той, которой они должны были достичь. Особо это прослеживается в отношениях России с Китаем. Кажется, чем больше оппозиция пытается «перекрыть воздух» нашему сотрудничеству своими действиями, тем больше мы мотивируется на то, чтобы это сотрудничество пролонгировать и усилить и, что самое интересное, когда мы ищем обходные пути для препятствий, на этих дорожках мы очень часто находим еще больше идей и находок для новых проектов.
На сегодня торговля России и Китая развивается поразительно стремительными темпами. И санкции этому вовсе не помеха. Запускается все большее число инвестиционных проектов, увеличиваются объемы взаимной торговли. Особенно активно набирает обороты в текущих реалиях сотрудничество в сфере энергетики, сюда входит и нефтяная, и газовая, и угольная, и атомная отрасли.
Весьма пристальное внимание сейчас наблюдается на транспортной сфере, логистика имеет важное значение. Появляется множество новых грузоперевозчиков, всеми способами стараются ускорить товаропоток через погранпереходы увеличив их пропускную способность (это пока остается самой актуальной проблемой), также создают и новые транспортные коридоры, разгружая массовые потоки.
Помимо этого, акцентировано внимание властей и на вопросах в области сельского хозяйства, аграрного сектора и укрепления продовольственной безопасности РФ и КНР.
И немалую долю во всем этом занимают культурные и гуманитарные связи, нет лучшей торговли, которая основана не только на идеи выгоды, но и на дружбе. Поэтому различного рода мероприятия по сближению народов стабильно организуются и проводятся на территориях обеих стран.
На сегодня особый акцент лидеры государств делают на развитии таких сфер как торговля, энергетика и цифровая экономика.
Кстати, к слову, о цифровой экономике, идея цифровой валюты пока в разработке, она очень желанна, но этой не быстрый процесс. В свою очередь чтобы обезопасить свои платежи Россия и Китай уже на 95% перешли в своих внутренних расчетах только на юани и рубли. Однако в последнее время наша страна стала активно пользоваться китайской валютой не только в сделках с КНР, но и с третьими странами. Разумеется, это весьма способствует укреплению юаня как международной денежной единицы.
Как мы говорили ранее, весомую долю в поставках КНР и РФ играет энергетическая сфера. В августе этого года был установлен рекорд по поставкам Россией в Китай природного газа – почти 4 миллиарда кубометров по сумме трубопроводных и морских поставок. За последнее время больше поставки были ровно год назад - в июле 2023 (1 млн тонн). Но, кстати, пока что мы не является лидерами в этой индустрии для китайцев, на текущий период времени нас опережают Австралия и Катар. Однако по сумме поставок трубопроводного и сжиженного природного газа РФ удерживает первое место (3,95 млрд куб. м) и это также максимальный объем за историю российского экспорта.
Затронем в своем разговоре и авторынки – ведь китайские машины наполняют наши улицы все настойчивее. Почти 90% денег от продажи авто в РФ уходят в КНР. И лишь порядка 10-11% остаются на Родине (доля LADA). Большая часть денег вымываются из России в Китай, где расположены центры формирования добавленной стоимости. Конечно, у АвтоВАЗа на порядок меньше ресурсов, чем у китайских производителей, ведь там субсидируется весь бизнес и экспорт. В то же время в РФ до сих пор не понимают весь объем поддержки, который есть у китайского автопрома, поскольку тот частично засекречен.
Планируется, что в 2024 году россияне купят около 900 тыс. китайских автомобилей. При этом выручка дилеров от продажи новых китайских авто в России по итогам января-июля составила 1,7 трлн рублей.
Но кстати, если затрагивать статистику крайних пары месяцев, то здесь наблюдается небольшой спад - КНР в сентябре снизил свою долю в импорте легковых машин в России. Возьмем, в частности, предыдущий месяц – сентябрь, доля Китая составила менее 80%. Было импортировано почти 147 тысяч легковых автомобилей. Из них 104,2 тыс. это доля новых машин, а 42,7 тыс. – подержанные. Этот показатель впервые опустился до такого значения за последние полгода. С апреля по июль он всегда был выше 90%.
Дадим сводку и по прочим странам для понимания китайских конкурентов: на долю Киргизии пришлось 7,7% от общего объема импорта в сентябре, Белоруссии – 6,4%, Казахстана – 4,2%. У других стран она не дотянула до 1%.
В структуре импорта легковых автомобилей с пробегом по-прежнему лидер Япония, доля ее в начале осени составила 46,8%. Однако и она тоже впервые за последние шесть месяцев опустилась ниже 50%-ного рубежа. На втором месте тут находится Белоруссия с результатом 19,3%, на третьем – Южная Корея (15%). Китай же здесь преодолел порог только в 5%.
Но если говорить в целом, то товарооборот Китая и России составил $180,35 млрд и вырос уже на 2% за 2024 год. Импорт российских товаров в КНР за январь - сентябрь поднялся на 1,7%, до $97,2 млрд. Экспорт китайской продукции в Россию увеличился на 2,4%, до примерно $83,15 млрд. Положительное сальдо российской стороны по сравнению с аналогичным периодом 2023 года повысилось на 3,6%, до $14,05 млрд.
Наибольшей популярностью товарами из России в Китае до сих пор пользуются энергоносители - нефть, природный газ и уголь. Также активно закупается медь и медная руда, древесина, топливо и морепродукты. Китай же поставляет в Россию широчайший перечень продукции, особенно в реалиях санкций - автомобили, трактора, компьютеры, смартфоны, промышленное и специализированное оборудование, игрушки, обувь, кондиционеры, компьютеры и многое другое.
Товарооборот между Россией и Китаем в 2022 году увеличился на 29,3%, до $190 млрд. В 2023 году он достиг рекордной отметки $240,11 млрд, повысившись на 26,3%. И в перспективе очень скоро он удивит новой рекордной отметкой уже за 2024 год.
Хотите начать торговлю с Китаем? Интересует импорт оборудования, продуктов питания, другой продукции? Не знаете как выйти на китайского поставщика? Нужна помощь в сопровождении сделки? Звоните в компанию Регион Импорт: +7 (351) 700 – 08 – 81!