Как только речь начала подниматься о возможном возвращении западных и европейских брендов на отечественный рынок, вкусы и приоритеты российского потребителя стали меняться или просто «встали на стоп». Особенно это ярко подсвечивается именно в торговле с китайскими поставщиками. В каких номенклатурах это уже проявляется особо ярко?
Во-первых, в автомобильном бизнесе. Китайский автопром планировал внедрять новые иномарки на наш рынок, а также увеличивать продажи уже ввезенных, однако, ситуация начинает меняться. Продажи начали падать и статисты прогнозируют, что ближайшее время ситуация останется стабильной по снижению. Однако, такие автомобили как Haval, Chery, Geely, Changan, Omoda, Jaecoo действительно завоевали сердца российских автомобилистов и уже вряд ли когда-то покинут рынок совсем, по крайней мере в 2025 году вся линейка точно будет присутствовать.
Тройка лидеров в продажах остается уже долгое время неизменной – это Haval, Chery, Geely. Кстати, таким крупным компаниям будет проще удержаться в своих позициях, так как они являются крупными мировыми корпорациями, имеют долгосрочную стратегию развития в нашей стране. Есть еще множество китайских брендов, которые с удовольствием в перспективе вышли бы на российский рынок, но они не хотят инвестировать в продвижение бренда, а в текущей ситуации это становится уже необходимостью, на одном желании далеко не уехать.
Помимо самих автомобилей также весьма сократился импорт китайских шин с начала года. За январь—февраль снизился на 8,5% год к году, до $85,7 млн. В первые два месяца прошлого года импорт, наоборот, рос на 35%, до $93,7 млн.
Во-вторых, Россия весьма сократила ввоз одежды и обуви из КНР. По номенклатурам разбивка следующая: импорт одежды упал на 1\5 часть, обувь – 1\4, головные уборы – 1\10.
Например, за прошлый месяц Москва купила у Пекина на 187,6 миллиона долларов - что на 22% меньше, чем в феврале 2024 года. Если сравнить с январем, то спад в 1,7 раз. Такие объемы покупок стали наименьшими с апреля 2024 года.
А вот лидерами стали женская и мужская одежда из не трикотажной ткани - на 52,5 миллиона долларов. Также весьма прилично закупались галстуки и шейные платки (23,6 миллиона долларов), одежда для женщин и мужчин из трикотажной ткани (21,8 миллиона долларов), вязаные свитеры, кардиганы и жилеты из трикотажа (14,9 миллиона), а также трикотажные майки и фуфайки (10,7 миллиона).
Сильнее всего популярность потеряли: не трикотажная верхняя одежда - на 53%, трикотажное белье и пижамы - на 54%, трикотажные перчатки и варежки - на 41%, бюстгальтеры и корсеты - на 33% и мужские рубашки - на 29%.
Китайская обувь в Россию поступила тоже в количестве гораздо меньшем чем обычно - на 177,4 миллиона долларов – почти на 28% меньше, чем годом прежде и в 2,3 раза меньше, чем месяцем раньше. При этом такие объемы закупок стали рекордно минимальными с октября.
К тому же на 8% в годовом выражении (и 41% в месячном) снизились поставки из Китая в Россию головных уборов - до 11,1 миллиона долларов, это минимум с октября.
Обратный процесс - импорт товаров из России в Китай тоже начал сокращаться. И это касается даже стратегически важных товаров – сырьевых. В январе – феврале 2025 года в КНР поставлено СПГ (сжиженного природного газа) на 22,5% меньше по сравнению с тем же периодом 2024 года – всего 923 тыс. тонн против 1,191 млн. тонн).
Снижение наших продаж СПГ в Китай совпало с введением крайнего пакета американских санкций против российского нефтегаза, но едва ли только новые американские рестрикции стали основной причиной снижения объема наших поставок. Ведь данные санкции США против наших проектов по сжижению газа запустили еще в 2023 году, но все равно по итогам 2024 года российский экспорт СПГ в Китай вырос на 3,3%, до 8,3 млн тонн (приблизительно 11,45 млрд кубометров). КНР также увеличил зависимость от российского трубопроводного газа.
Но, кстати Китай сократил объем поставок не только из России, но и из Австралии почти на 20%. А значит эта мера вводится в отношении не конкретно нашей страны, а это стратегический ход. Плюс общее снижение импорта СПГ в КНР связано с относительно теплой зимой в Азии, а также рекордными объемами поставок газа из России по «Силе Сибири». При этом китайские компании активно продолжают инвестировать в проекты по производству СПГ в Африке - в Мозамбике, Алжире, Нигерии и Египте. Видимо, считают африканские рынки более перспективными в этом плане.
Тем не менее, Китай не является для России основным потребителем СПГ, бОльшая часть объемов уходит в Европейские страны. Туда экспортируется чуть меньше половины всего объема российского СПГ.
В целом можно точно сказать, что наблюдается снижение товарооборота России и Китая, будет это временным явлением или же темпы продолжат снижаться – покажет время. Но очевидно, что российский рынок перенасыщен китайскими брендами, импорт сложный еще и за ключевой ставки Банка РФ, ну и логистические проблемы пока остаются проблемами. Плюс, в условиях санкционного давления Россия активно начала наращивать свои собственные производства, соответственно, многие свои потребности теперь может закрывать самостоятельно. Однако, Китай все равно остается нашим основным торговым партнером по сей день, и эта торговля имеет для обеих стран важное значение.
Планируете работу с Китаем? Интересует импорт товаров из Китая? Есть трудности и проблемы в текущих поставках? Сможем помочь, проконсультировать и подсказать, а также оказать полное содействие в вашей поставке! Звоните в офис компании Регион Импорт: +7 (351) – 700 – 08 - 81!