Торговля России и Южной Кореи: где точки соприкосновения?

22.04.2025

Россия и Южная Корея ведут активную торговлю с момента установления дипломатических отношений, который датируется 30 сентября 1990 года. С тех пор и торговое и инвестиционно-промышленное сотрудничество между двумя государствами укрепляется.

Самый пик развития торговли и отношений приходится на 2021 год, была достигнута рекордная цифра в 29,882 млрд долл. США, включая российский экспорт – 16,897 млрд долл. и импорт из Республики Корея – 12,985 млрд долл. По итогам того года Южная Корея заняла 8-е место среди всех торговых партнеров нашей страны и 2-е место (после Китая, само собой) среди азиатских стран. В свою очередь, тогда Россия находилась на 9-м месте среди крупнейших торговых партнеров Республики Корея. То есть плюс минус друг для друга мы на одинаковом уровне, если смотреть на список взаимодействующих стран.

Пройдемся по товарным группам в сфере экспорта и импорта с Южной Кореи. Корейцы заинтересованы в поставках энергоресурсов, сельхозпродукции, металлов и изделий из них. Мы же в основном забираем с того рынка машинно-техническую продукцию, продукцию химической промышленности, металлы и изделия из них, а также продовольственные товары и текстильные изделия.

При этом сотрудничество с Южной Кореей развивалось и развивается в различных областях. Корейские автомобилестроительные компании заняли сборочные производства на территории РФ. Корпорациями «Эл-Джи электроникс» и «Самсунг электроникс» был настроен выпуск бытовой техники на фабриках в Московской и Калужской областях соответственно. Многопрофильный холдинг «Лотте груп» построил гостиницы премиального класса в столице России и Северной столице - Санкт-Петербурге, а также во Владивостоке, Самаре и торгово-деловой центр «Лотте Плаза» в Москве и кондитерскую фабрику в Калужской области.

Согласно статистическим данным Банка России, по состоянию на конец 2021 года объем накопленных прямых иностранных инвестиций из Республики Корея в нашей экономике составил 3,699 млрд долл. США.

Конечно то, что Южная Корея поддержала антироссийские санкции и присоединилась к Западу и Европе в части антироссийских рестрикций в области финансов и экспортного контроля, сыграло важную роль в падении товарооборота между двумя странами - в 2022 году объем двусторонней торговли сократился до 21,139 млрд долл. США (-23%), в том числе российский экспорт до 14,808 млрд. Однако, несмотря на это торговля двух стран продолжает существовать и по-своему развиваться.

Расскажем об актуальных новостях из мира торговли России и Южной Кореи:

Во-первых, наша страна нарастила импорт корейского мороженого до 787 тысяч долларов, увеличившись в 1,7 раза в годовом выражении. Физическое количество оценивается в 251,5 тонны. Это стало максимумом с июня 2024 года. При этом за месяц количество закупленного мороженого выросло на 14%. По текущим цифрам Россия занимает третье место в списке любителей корейского мороженного, впереди нас Китай и США. Еще в прошлом году мы занимали в данном списке седьмое место.

А вот поставки в Россию корейских смартфонов весьма упали, за март 2025 года снижение наблюдается почти в 4 раза! Текущая сумма составляет 17 тысяч долларов. Меньше было лишь в августе 2024 года, когда поставки составили всего четыре тысячи долларов, в 3,7 раза меньше, чем в марте 2024-го, и в 1,8 раза меньше, чем в феврале. Сравнивая показатели нельзя не сказать о том, что в прошлом году месячные объемы импорта смартфонов достигали 239 тысяч долларов. За 12 месяцев 2024-го было импортировано гаджетов на 814 тысяч долларов. Некоторые представители южнокорейского бизнеса, как Samsung, LG и Hyundai, обсуждают возвращение в Россию на фоне начавшегося диалога между Москвой и Вашингтоном. О возможном появлении в конце года в автосалонах японских и корейских машин также высказались и российские дилеры. Потенциально возможно, что Южная Корея снимет все ограничения действующие в отношении России, но первый такой шаг должна сделать Америка.

Помимо того, что россияне не против полакомиться южнокорейским мороженным, они еще очень любят их авто. За последнее время Россия нарастила импорт автомобилей из Южной Кореи, в марте закуп составил 72 миллиона долларов США. И это рекордное число с февраля 2024 года! Если же смотреть закупки с марта 2024 по март 2025 года, то рост составил 63%. В феврале 2024 года экспортные сделки оценивались в $74 млн, а в феврале нынешнего - $54 млн. В то же время за первые три месяца 2025 года южнокорейская сторона отправила в Россию автомобилей на $156,4 млн, а в период с января по март 2024 года показатель составил $165,3 млн. По последним данным Россия занимает 12-ую строчку в списке покупателей корейских авто. Впереди всех в своих закупках США ($2,7 млрд), далее - Канада ($487 млн), Австралия ($226 млн). Киргизия оказалась на 4-м месте ($224 млн), а Казахстан на 6-м месте ($174 млн). При этом нужно понимать, что российские закупки сдерживают именно санкции, корейские авто же весьма любимы на наших отечественных дорогах.


В СМИ также «гуляет» информация о том, что именно южнокорейские компании могут вернуться на наш отечественный рынок первыми. Президент России Владимир Путин поручил кабмину в срок до 15 мая разработать порядок обратного выкупа активов в РФ зарубежными инвесторами, покинувшими в 2022 году российский рынок. Данная мера может свидетельствовать о скором массовом возврате западных брендов, само собой. Такой механизм не создается «просто так». Помимо этого, в этот же срок президентом поручено утвердить и периодически обновлять список компаний из недружественных стран, которые прекратили или снизили свою коммерческую деятельность на территории РФ из-за спецоперации.

«Если президент дал такое задание, то это может означать, что вопрос о возвращении западных компаний в российскую юрисдикцию стоит достаточно серьезно, если не сказать - массово, - считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян. - Мы же не можем решать эту проблему с каждой зарубежной компанией персонально, на основе указов президента, как это было с Ariston. Должен быть комплексный государственный механизм».

Очень много компаний всего мира уже заявили о своем желании вернуться на российский рынок. Возникает вопрос: в каком порядке и как это будет происходить? Многие считают, что неевропейским компаниям это будет сделать чуть проще. Японские фирмы как-то очень сильно саморегулируются в этом плане, а вот как раз-таки то корейские компании чувствуют себя гораздо более свободно. Наиболее вероятно, что первыми «возвращенцами» будут именно они. Если говорить точечно - есть все шансы у Hyundai, Kia и так далее. Что касается IKEA – ее очень ждут россияне, однако здесь многое зависит от того, будет ли ЕС вставлять «палки в колеса».

Немаловажным фактором здесь является то, как отреагируют на возвращение западных компаний россияне. Многие настроены в этом плане скептически. Поэтому необходима специальная программа по информационному обеспечению возврата.

А как вы считаете, нужно ли дать ушедшим брендам вернуться на рынки России? Ждете ли вы возвращение корейских брендов? Планируете начать торговлю с этой страной? Нужна помощь в оформлении документов или сделка «под ключ»? Звоните в офис компании Регион Импорт: +7 (351) – 700 - 08 – 81! Мы занимаемся импортом грузов различной сложности уже много лет!

Наши видео

Возврат к списку

Заявка

Нажимая кнопку, я принимаю соглашение о конфиденциальности и соглашаюсь с обработкой персональных данных